Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 19 » Преподобный Илия Муромец
09:11
 

Преподобный Илия Муромец

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЛИИ ИЗ ГРАДА МУРОМА, ПЕЧЕРСКОГО ЧУДОТВОРЦА

преподобный Илия Муромец«Ильи муромскаго непреоборимаго воина почитати подвиги дерзаю, в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к Тебе, Христе, глубочайшую ему содела рану». (4-я песнь канона службы святым Ближ­них пещер. Печатный сборник 1763 г.)

Гробница Илии Муромца заметно больше дру­гих, однако рост его не кажется огромным. Хо­рошо видны руки преподобного. Длинные пальцы могучей десницы сложены в крестном знамении — последнем земном движении богатыря, уходящего в жизнь вечную. Персты Илии Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вме­сте и два прижаты к ладони. По словам Филарета, архиепископа Черниговского, преподобный Илья почивает в молитвенном положении и неотразимо обличает раскол. Левая рука преподобного хранит след раны, нанесенной копьем. Глубоко символич­но, что левая рука его свидетельствует о воинском служении, а правая — о духовном подвиге право­славного монаха.

О том, что был когда-то на Руси богатырь Илия Муромец, знают многие. Но не всем известно, что в глубокой старости воин-богатырь стал мо­нахом Киево-Печерской обители; он начал свой молитвенный подвиг, будучи уже увенчанным славой любимого народного героя и победителя врагов отчизны. Монашеский путь преподобно­го Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря. Жил Илия Муромец более восьми столетий назад, во времена расцвета Киевской Руси. По кончине преподобного Илии мощи его были обретены не­тленными, а в 1643 году воин-инок был причис­лен к лику святых. В тот год Киевский митро­полит Петр (Могила) канонизировал 118 препо­добных Печерских, поручив составить им особую службу. В 1762 году по указу Святейшего Синода киевские святые были внесены в общерусский ме­сяцеслов.

Согласно преданию, Илия Муромец родился в селе Карачарово возле города Мурома. Родители его — Иоанн и Евфросиния — были крестьянами. В мла­денческом возрасте он тяжело заболел и на многие годы оказался прикован к постели. Молитва нау­чила Илью терпению, и он со смирением нес свой крест, за все благодаря Бога. Такое устроение души было примером мужества и послужило к назиданию многих христиан. За чистое сердце и великое терпение Господь исцелил Илию и наделил огром­ной силой. В то время ему исполнилось тридцать три года.

Как повествуют былины, однажды, когда роди­тели Илии трудились в поле, явились в дом кали­ки перехожие — чудесные странники, посланники Божии. Калики — не убогие, не нищие, не слепцы. Это тоже богатыри — богатыри духа, паломники к святым местам и вестники Божии. Паломниче­ство считалось на Руси духовным подвигом, кото­рый приравнивался к ратному. По их слову встал Илия на ноги после тридцатитрех летнего сидения. Калики сказали Илии, что он будет великим бога­тырем, и что смерть ему на бою не писана. Илия поверил словам посланников Божиих и потому во всей многотрудной жизни своей, наполненной сражениями и невзгодами, никогда не проявлял страха смерти.

Первым подвигом былинного Илии Муромца после получения богатырской силы стала работа земле­пашца. Он выкорчевал лес, вытащил корни и кам­ни, расчистил землю под пашню. Получив могучую воинскую силу, Илия направил ее прежде всего на мирный труд.

По христианскому обычаю собирался Илия в путь, на богатырские подвиги — защиту родной земли от неприятелей. Прежде всего, испросил он роди­тельское благословение на служение:

Я поеду в славный стольный Киев-град

Помолиться чудотворцам Киевским,

Заложитъся за князя Володимира

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

Богатырь действительно верой и правдой служил киевскому князю. Он боролся против диких племен и разбойников, чинивших нападения на дорогах, и против внешних врагов-половцев.

После завершения богатырского служения Илии Муромца отечеству в битвах земных, началось молит­венное служение Церкви и Святой Руси: Илия при­нял монашеский постриг в Печерском монастыре.

В библиотеке Киево-Печерской Лавры в рукопи­си XVII века говорится: «Здесь лежат мощи препо­добного Илии Муромца, богатыря и воина великого, который, пришовши потом в чувство, вспомнил себе иж воинство есть ремесло неспасенное... постригся в иночество, если его кто утешал лишь абы не пла­кал, отповедал — много я крови пролил невинной, треба ей слезами омети». Преподобный Илия обла­дал даром «слезной молитвы», и когда его спраши­вала братия «Что ты, отче, плачешь?» — он отвечал, что, будучи воином, много пролил крови, а теперь сожалеет об этом.

В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище — Чоботок, то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворва­лись враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

В одной из былин говорится о том, как русские богатыри по возвращении в Киев после ратных под­вигов разошлись по монастырям и стали монахами. Среди них — и Илия Муромец, о чем поет былина:

И сделались мощи да святые

Да со стара казака Ильи Муромца,

Ильи Муромца, сына Иванова.


преподобный Илия МуромецПоследние годы жизни Ильи Муромца вырисовы­ваются со всей очевидностью. Совершив множест­во ратных подвигов, он нашел тихое пристанище на склоне лет в обители Киево-Печерского монасты­ря. Здесь преподобный Илия боролся со врагами не­видимыми. Впрочем, богатырская сила не оставила его. Пример тому — подвиг, за который богатырь получил прозвище Чоботок. Не впервой было Илие обороняться таким необычным оружием: в одной из былин он схватил с головы шапку или шлем и разбил ею разбойников без числа.

В первом «Киево-Печерском патерике» (XIII в.) ни жития преподобного Илии, ни каких-либо упо­минаний о нем нет. Причиной этого может быть не­продолжительность времени, проведенного святым в монашеских подвигах. Илья Муромец не упомина­ется и в древнерусских летописях, по крайней мере, под своим былинным прозвищем. Возможно, до по­стрига воин носил другое имя.

В научной литературе считается, что первое упо­минание об Илье Муромце относится к 1574 году. В «Вестовой отписке» староста города Орши Филон Кмита пишет к кастеляну Остафию Воловичу, жалу­ясь на свое бедственное положение. Говоря об отсут­ствии помощи, Кмита вспоминает богатыря Илию Муромца, намекая на сходство своего положения: то есть Илия, как и другие богатыри, находился в пренебрежении, пока не настало время, когда без него нельзя было обойтись.

В 1636 году в типографии Киево-Печерской Лав­ры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофой- ского. Автор, описывая жития святых угодников Пе­черских, говорит, что Илия Муромец жил за 450 лет до издания книги, то есть около 1188 года. Таким образом было установлено примерное время жизни святого богатыря.

Память преподобного Илии Муромца Церковь со­вершает 19 декабря (1 января по новому стилю), в день гражданского Новолетия, так что наша стра­на начинает каждый новый год своей жизни под знаком народного героя — преподобного воина и бо­гатыря Илии Муромца, прославленного в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских.

В 1988 году Межведомственная комиссия Мини­стерства здравоохранения УССР произвела экспер­тизу хорошо сохранившихся мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась современная на тот период методика и японская аппаратура. Был определен рост препо­добного, его приблизительный возраст на момент кончины: от 40 до 55 лет. Возраст по тем временам солидный, характеризующийся, как правило, муже­ством, трезвостью и рассудительностью, установив­шейся твердостью и духовной крепостью. Поразительно другое: были выявлены дефекты позвоночника, что позволяет говорить о перенесе­нии в юности этим человеком паралича нижних конечностей. Строение искривленного позвоночни­ка с ущемлением нервов спинного мозга подтвер­ждает, что Илия до тридцати трех лет мог страдать именно той болезнью, о которой сказано в были­нах, т. е. был «обезножен». Как тут не вспомнить, что «не имел Илья во ногах хождения» целых три­дцать лет. Однако вера и сила духа не позволяли ему «сидеть сиднем», как об этом сказано в были­нах. Калики перехожие могли оказаться святыми странниками, молитвою к Богу испросившими ему здравие. Явная диспропорция в развитии мускулатуры пле­чевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что святой Илья активно пе­редвигался при помощи рук. Таким образом, на ос­нове этих исследований можно сделать заключение о тождественности образов Ильи Муромца — героя народных былин и преподобного Илии, погребенно­го в Антониевых пещерах.

Рост Ильи Муромца составлял 177 сантиметров. Конечно, сегодня таким ростом никого не удивишь, но тогда, в XII веке, этот рост был гораздо выше среднего. Сложение у Ильи — настоящее богатыр­ское. Он был ладно скроен и крепко сбит, про та­ких, как он, в старину говаривали — косая сажень в плечах.

Возраст былинного богатыря был определен спе­циалистами в 40-55 лет, что не вяжется с нашими представлениями о старом казаке с седой бородой, развевающейся по ветру. Хотя, с другой сторо­ны, у некоторых исследователей былин, не имев­ших понятия о реальном возрасте Ильи, находим, что определение «старый казак» не есть указание на возраст, а лишь звание богатыря. Так, в были­нах:

Туто ехал добрый молодец Старый казак Илья Муромец.

Таким образом, утверждает С. Б. Хведченя (Илья Муромец, святой богатырь. — Киев. — 2005. — с. 204), исходя из сведений Кальнофойского и дан­ных последних исследований, мы можем опреде­лить временной период жизни Ильи Муромца. Он мог жить приблизительно между 1148 и 1203 го­дами.

По версии С. Б. Хведчени (Илья Муромец, святой богатырь. Киев. — 2005. — с. 202), Илья Муромец погиб в бою от смертельного удара в сердце в 1203 го­ду во время опустошительного набега на Киев объ­единенных войск Рюрика Ростиславича и половцев. Город взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили. Все церковные цен­ности были расхищены, большая часть города — со­жжена дотла. Враги безжалостно расправлялись с жителями стольного града, они не щадили ни стар­цев седых, ни детей малых. По свидетельству лето­писцев, такого разорения в Киеве дотоле не бывало. Ясно, что славный богатырь не мог оставаться в сто­роне от битвы. Вновь пришлось ему взяться за ору­жие. Если судить по его ранениям, то он не стал лег­кой добычей врагов. Немало супротивников положил он в том смертельном бою.

Раны богатыря на руке и на груди были нанесены узким колющим оружием, скорее всего, копьем или кинжалом. Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю» (XVII век) пишет: «Проидохом в Антониеву пещеру и ту <...> видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных лю­дей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать, а правая рука изображала крестное знамение».

Все прежние изображения Ильи, знакомые нам по картинам, есть плод творческой фантазии худож­ников. Этот же скульптурный портрет — результат пластической реконструкции внешнего облика бо­гатыря по его сохранившимся останкам. Создатель портрета — ведущий специалист в этой области, криминалист и скульптор С. Никитин.

Здесь видим воплощение спокойной силы, мудро­сти, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на бу­латный меч, а на монаший посох как символ послед­них лет его жизни, проведенных в монастыре.

преподобный Илия МуромецРодиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и прозвище «Муромец»). Жители города Мурома с давних пор считали преподобного своим земляком и увековечили его память. Так, еще в XVII веке в Муроме были Ильинская улица, Бога­тырева гора, Скокова гора. Все эти названия связаны с памятью об Илии Муромце, например, Скокова го­ра — это улица, по которой Илия выехал (поскакал) на воинское служение своей отчизне. Существовали и до сих пор хранятся в памяти жителей предания, связанные с пребыванием Илии в Муроме и родном селе Карачарове. Там указывают, например, целеб­ный источник, который образовался от скока коня Илии.

Еще в XVII веке близ села Карачарова был воздвиг­нут Ильинский храм со святым колодцем Илии Му­ромца. Место это до сих пор так и называют — Скочок. К сожалению, храм был разрушен в 1930-е годы.

1 января 1993 года на родине преподобного Илии Муромца — в селе Карачарово во вновь отстроенной церкви святых мучеников Гурия, Самона и Ави­ва торжественно установили икону преподобного Илии, вставив в нее ковчежец с частицей мощей богатыря из Киево-Печерской Лавры.

В августе 1999 го­да в городском парке был открыт памятник Илье Муромцу работы скульптора Вячеслава Клыкова. При установке памятника в нем была помещена частица мо­щей преподобного, тор­жественно доставленная из Киева в Муром.

Единственный в Ук­раине храм в честь этого святого находится в Днепропетровске.

Былины об Илии Муромце сложились еще во вре­мена Киевской Руси. Ведь само название «были­на» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине. Церковь и православный русский народ никогда не сомнева­лись, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия — одно лицо.

В наше время по молитвам преподобному Илие совершается множество исцелений.

Текст жития взят из акафиста преподобному Илие из града Мурома, Печерскому чудотворцу, изданном в типографии Киево-Печерской лавры, 2010

Просмотров: 5361 | Добавил: testat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz