ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЛИИ ИЗ ГРАДА МУРОМА, ПЕЧЕРСКОГО ЧУДОТВОРЦА
«Ильи муромскаго непреоборимаго воина почитати подвиги дерзаю, в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к Тебе, Христе, глубочайшую ему содела рану». (4-я песнь канона службы святым Ближних пещер. Печатный сборник 1763 г.)
Гробница Илии Муромца заметно больше других, однако рост его не кажется огромным. Хорошо видны руки преподобного. Длинные пальцы могучей десницы сложены в крестном знамении — последнем земном движении богатыря, уходящего в жизнь вечную. Персты Илии Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе и два прижаты к ладони. По словам Филарета, архиепископа Черниговского, преподобный Илья почивает в молитвенном положении и неотразимо обличает раскол. Левая рука преподобного хранит след раны, нанесенной копьем. Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о воинском служении, а правая — о духовном подвиге православного монаха.
О том, что был когда-то на Руси богатырь Илия Муромец, знают многие. Но не всем известно, что в глубокой старости воин-богатырь стал монахом Киево-Печерской обители; он начал свой молитвенный подвиг, будучи уже увенчанным славой любимого народного героя и победителя врагов отчизны. Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря. Жил Илия Муромец более восьми столетий назад, во времена расцвета Киевской Руси. По кончине преподобного Илии мощи его были обретены нетленными, а в 1643 году воин-инок был причислен к лику святых. В тот год Киевский митрополит Петр (Могила) канонизировал 118 преподобных Печерских, поручив составить им особую службу. В 1762 году по указу Святейшего Синода киевские святые были внесены в общерусский месяцеслов.
Согласно преданию, Илия Муромец родился в селе Карачарово возле города Мурома. Родители его — Иоанн и Евфросиния — были крестьянами. В младенческом возрасте он тяжело заболел и на многие годы оказался прикован к постели. Молитва научила Илью терпению, и он со смирением нес свой крест, за все благодаря Бога. Такое устроение души было примером мужества и послужило к назиданию многих христиан. За чистое сердце и великое терпение Господь исцелил Илию и наделил огромной силой. В то время ему исполнилось тридцать три года.
Как повествуют былины, однажды, когда родители Илии трудились в поле, явились в дом калики перехожие — чудесные странники, посланники Божии. Калики — не убогие, не нищие, не слепцы. Это тоже богатыри — богатыри духа, паломники к святым местам и вестники Божии. Паломничество считалось на Руси духовным подвигом, который приравнивался к ратному. По их слову встал Илия на ноги после тридцатитрех летнего сидения. Калики сказали Илии, что он будет великим богатырем, и что смерть ему на бою не писана. Илия поверил словам посланников Божиих и потому во всей многотрудной жизни своей, наполненной сражениями и невзгодами, никогда не проявлял страха смерти.
Первым подвигом былинного Илии Муромца после получения богатырской силы стала работа землепашца. Он выкорчевал лес, вытащил корни и камни, расчистил землю под пашню. Получив могучую воинскую силу, Илия направил ее прежде всего на мирный труд.
По христианскому обычаю собирался Илия в путь, на богатырские подвиги — защиту родной земли от неприятелей. Прежде всего, испросил он родительское благословение на служение:
Я поеду в славный стольный Киев-град
Помолиться чудотворцам Киевским,
Заложитъся за князя Володимира
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.
Богатырь действительно верой и правдой служил киевскому князю. Он боролся против диких племен и разбойников, чинивших нападения на дорогах, и против внешних врагов-половцев.
После завершения богатырского служения Илии Муромца отечеству в битвах земных, началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси: Илия принял монашеский постриг в Печерском монастыре.
В библиотеке Киево-Печерской Лавры в рукописи XVII века говорится: «Здесь лежат мощи преподобного Илии Муромца, богатыря и воина великого, который, пришовши потом в чувство, вспомнил себе иж воинство есть ремесло неспасенное... постригся в иночество, если его кто утешал лишь абы не плакал, отповедал — много я крови пролил невинной, треба ей слезами омети». Преподобный Илия обладал даром «слезной молитвы», и когда его спрашивала братия «Что ты, отче, плачешь?» — он отвечал, что, будучи воином, много пролил крови, а теперь сожалеет об этом.
В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище — Чоботок, то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.
В одной из былин говорится о том, как русские богатыри по возвращении в Киев после ратных подвигов разошлись по монастырям и стали монахами. Среди них — и Илия Муромец, о чем поет былина:
И сделались мощи да святые
Да со стара казака Ильи Муромца,
Ильи Муромца, сына Иванова.
Последние годы жизни Ильи Муромца вырисовываются со всей очевидностью. Совершив множество ратных подвигов, он нашел тихое пристанище на склоне лет в обители Киево-Печерского монастыря. Здесь преподобный Илия боролся со врагами невидимыми. Впрочем, богатырская сила не оставила его. Пример тому — подвиг, за который богатырь получил прозвище Чоботок. Не впервой было Илие обороняться таким необычным оружием: в одной из былин он схватил с головы шапку или шлем и разбил ею разбойников без числа.
В первом «Киево-Печерском патерике» (XIII в.) ни жития преподобного Илии, ни каких-либо упоминаний о нем нет. Причиной этого может быть непродолжительность времени, проведенного святым в монашеских подвигах. Илья Муромец не упоминается и в древнерусских летописях, по крайней мере, под своим былинным прозвищем. Возможно, до пострига воин носил другое имя.
В научной литературе считается, что первое упоминание об Илье Муромце относится к 1574 году. В «Вестовой отписке» староста города Орши Филон Кмита пишет к кастеляну Остафию Воловичу, жалуясь на свое бедственное положение. Говоря об отсутствии помощи, Кмита вспоминает богатыря Илию Муромца, намекая на сходство своего положения: то есть Илия, как и другие богатыри, находился в пренебрежении, пока не настало время, когда без него нельзя было обойтись.
В 1636 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофой- ского. Автор, описывая жития святых угодников Печерских, говорит, что Илия Муромец жил за 450 лет до издания книги, то есть около 1188 года. Таким образом было установлено примерное время жизни святого богатыря.
Память преподобного Илии Муромца Церковь совершает 19 декабря (1 января по новому стилю), в день гражданского Новолетия, так что наша страна начинает каждый новый год своей жизни под знаком народного героя — преподобного воина и богатыря Илии Муромца, прославленного в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских.
В 1988 году Межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР произвела экспертизу хорошо сохранившихся мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась современная на тот период методика и японская аппаратура. Был определен рост преподобного, его приблизительный возраст на момент кончины: от 40 до 55 лет. Возраст по тем временам солидный, характеризующийся, как правило, мужеством, трезвостью и рассудительностью, установившейся твердостью и духовной крепостью. Поразительно другое: были выявлены дефекты позвоночника, что позволяет говорить о перенесении в юности этим человеком паралича нижних конечностей. Строение искривленного позвоночника с ущемлением нервов спинного мозга подтверждает, что Илия до тридцати трех лет мог страдать именно той болезнью, о которой сказано в былинах, т. е. был «обезножен». Как тут не вспомнить, что «не имел Илья во ногах хождения» целых тридцать лет. Однако вера и сила духа не позволяли ему «сидеть сиднем», как об этом сказано в былинах. Калики перехожие могли оказаться святыми странниками, молитвою к Богу испросившими ему здравие. Явная диспропорция в развитии мускулатуры плечевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что святой Илья активно передвигался при помощи рук. Таким образом, на основе этих исследований можно сделать заключение о тождественности образов Ильи Муромца — героя народных былин и преподобного Илии, погребенного в Антониевых пещерах.
Рост Ильи Муромца составлял 177 сантиметров. Конечно, сегодня таким ростом никого не удивишь, но тогда, в XII веке, этот рост был гораздо выше среднего. Сложение у Ильи — настоящее богатырское. Он был ладно скроен и крепко сбит, про таких, как он, в старину говаривали — косая сажень в плечах.
Возраст былинного богатыря был определен специалистами в 40-55 лет, что не вяжется с нашими представлениями о старом казаке с седой бородой, развевающейся по ветру. Хотя, с другой стороны, у некоторых исследователей былин, не имевших понятия о реальном возрасте Ильи, находим, что определение «старый казак» не есть указание на возраст, а лишь звание богатыря. Так, в былинах:
Туто ехал добрый молодец Старый казак Илья Муромец.
Таким образом, утверждает С. Б. Хведченя (Илья Муромец, святой богатырь. — Киев. — 2005. — с. 204), исходя из сведений Кальнофойского и данных последних исследований, мы можем определить временной период жизни Ильи Муромца. Он мог жить приблизительно между 1148 и 1203 годами.
По версии С. Б. Хведчени (Илья Муромец, святой богатырь. Киев. — 2005. — с. 202), Илья Муромец погиб в бою от смертельного удара в сердце в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика Ростиславича и половцев. Город взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили. Все церковные ценности были расхищены, большая часть города — сожжена дотла. Враги безжалостно расправлялись с жителями стольного града, они не щадили ни старцев седых, ни детей малых. По свидетельству летописцев, такого разорения в Киеве дотоле не бывало. Ясно, что славный богатырь не мог оставаться в стороне от битвы. Вновь пришлось ему взяться за оружие. Если судить по его ранениям, то он не стал легкой добычей врагов. Немало супротивников положил он в том смертельном бою.
Раны богатыря на руке и на груди были нанесены узким колющим оружием, скорее всего, копьем или кинжалом. Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю» (XVII век) пишет: «Проидохом в Антониеву пещеру и ту <...> видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать, а правая рука изображала крестное знамение».
Все прежние изображения Ильи, знакомые нам по картинам, есть плод творческой фантазии художников. Этот же скульптурный портрет — результат пластической реконструкции внешнего облика богатыря по его сохранившимся останкам. Создатель портрета — ведущий специалист в этой области, криминалист и скульптор С. Никитин.
Здесь видим воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монаший посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре.
Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и прозвище «Муромец»). Жители города Мурома с давних пор считали преподобного своим земляком и увековечили его память. Так, еще в XVII веке в Муроме были Ильинская улица, Богатырева гора, Скокова гора. Все эти названия связаны с памятью об Илии Муромце, например, Скокова гора — это улица, по которой Илия выехал (поскакал) на воинское служение своей отчизне. Существовали и до сих пор хранятся в памяти жителей предания, связанные с пребыванием Илии в Муроме и родном селе Карачарове. Там указывают, например, целебный источник, который образовался от скока коня Илии.
Еще в XVII веке близ села Карачарова был воздвигнут Ильинский храм со святым колодцем Илии Муромца. Место это до сих пор так и называют — Скочок. К сожалению, храм был разрушен в 1930-е годы.
1 января 1993 года на родине преподобного Илии Муромца — в селе Карачарово во вновь отстроенной церкви святых мучеников Гурия, Самона и Авива торжественно установили икону преподобного Илии, вставив в нее ковчежец с частицей мощей богатыря из Киево-Печерской Лавры.
В августе 1999 года в городском парке был открыт памятник Илье Муромцу работы скульптора Вячеслава Клыкова. При установке памятника в нем была помещена частица мощей преподобного, торжественно доставленная из Киева в Муром.
Единственный в Украине храм в честь этого святого находится в Днепропетровске.
Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине. Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия — одно лицо.
В наше время по молитвам преподобному Илие совершается множество исцелений.
Текст жития взят из акафиста преподобному Илие из града Мурома, Печерскому чудотворцу, изданном в типографии Киево-Печерской лавры, 2010